2015-06-08

10 причин, по которым Apple должна занять свое место в автомобильном бизнесе

10  причин, по которым Apple должна занять свое место в автомобильном бизнесе

Сегодня вероятность того, что Apple выйдет на автомобильный рынок, высока как никогда. Уже несколько месяцев ходят слухи о «Project Titan», в том числе говорят о сверхсекретной исследовательской лаборатории, в которой работают сотни лучших инженеров автомобильной индустрии, и даже поговаривают, что Apple готовится к выпуску автомобильной продукции в Ирландии, где у компании уже есть существенное присутствие.

Джефф Уильямс из Apple подлил масла в огонь. Так, в ответ на вопрос, на какие отрасли ориентируется его компания, он ответил: "Автомобиль – это ведь абсолютно мобильное устройство, не так ли? Мы сейчас рассматриваем все отрасли и категории. Мы, конечно, продолжим их изучать и оценивать, чтобы понять, где мы можем сделать наибольший вклад".

Сомневается ли кто-нибудь, что Apple может привнести изменения и сделать огромный вклад в автомобильную индустрию? Это вряд ли. Просто представьте, что Apple разработает Volkswagen Beetle 21-го века – настоящий народный автомобиль, а не дорогостоящий «Тесла», просто и красиво оформленный, по цене в пределах доступности для большинства покупателей, со всей техникой и начинкой, которую хотят получить потребители.

Почему Apple стоит создать свой автомобиль

Это ведь совсем не фантастика. Вспомните: компания Apple уже много раз делала то же самое с другими продуктами (Apple II, Mac, iPod, iPad, iPhone и теперь iWatch).

Но разработать целый автомобиль – это ведь совсем другое дело, не так ли? Дело в том, что автомобильная индустрия во многом избежала технологического переворота, который произошел  во  многих других отраслях за последние годы, и связано это в первую очередь не с тем, что индустрия не готова к переосмыслению и новшествам, а с тем, что в этой сфере очень высоки традиционные барьеры для входа на рынок. Автомобильная отрасль строго регулируется,  это капиталоемкая сфера; аутсайдеры часто недооценивают ее сложность. Список тех, кто уже пытался и потерпел на этом поприще неудачу, довольно длинный – в нем уже числятся Престон Такер, Джон ДеЛореан, Малкольм Бриклин и Хенрик Фискер. Что касается Tesla Motors, то здесь ситуация еще под вопросом – вполне возможно, что компания еще будет получать прибыль.

Но если кто-то, не относящийся к индустрии, и преуспеет, то это явно компания Apple. И вот почему:

1. У Apple есть деньги. После нефтяного бизнеса автомобилестроение является наиболее капиталоемким в мире. Так, только в прошлом году на исследования и новые разработки в индустрии была потрачена невероятная сумма – $133 млрд. Из-за требований безопасности при монтаже и регламентировании выбросов в атмосферу, а также достижений в области технологий расходы в данной отрасли будут продолжать расти. В 2014 году только General Motors потратила $14,4 млрд. на новые товары, заводы и технологии; по прогнозам, в этом году аналогичные затраты  компании превысят $2 млрд. Для Apple такие суммы не вызывают проблем, так как бюджет компании – практически крупнейший в мире – почти $200 млрд. Так что Apple без проблем справится с такими расходами.

2. Дилерская сеть – не проблема. Скорее всего, Apple сможет продавать свои авто, используя уже существующую розничную сеть, и избежит всех тех выработанных десятилетиями правил франшизы, которые загоняли в угол  многих других потенциальных участников рынка. Tesla, к примеру, обладает определённым опытом в борьбе со сложившимися правилами в данном вопросе. Так, уже в течение двух лет она борется с  государственными регулятивными нормами, чтобы обойти дилеров и продавать свои электромобили стоимостью $100 000 напрямую потребителям. Это уже удалось в штатах Джоджия, Мэриленд, Невада и Нью-Джерси, но компания по-прежнему сталкивается с жестким противодействием в Техасе и других штатах, где состоятельные автосалоны имеют огромное политическое влияние. Если же Apple захочет ввязаться в эту драку, то у компании есть свои козыри. На самом деле это только вопрос времени – когда остальные штаты займутся вопросом отмены устаревших законов. Представьте себе: Вы берете авто на стоянке на тест-драйв, а затем подписываете бумаги в магазине Apple рядом с парнем, который как раз покупает iPad. Или, как предлагает старший аналитик Navigant Research Сэм Абуелсамид, вы, может быть, захотите воспользоваться очками с виртуальной реальностью, чтобы испытать автомобиль прямо в магазине, затем заполните документы прямо на iPad, и вашу машину подгонят прямо к выходу из магазина.

3. Apple вообще не придется создавать автомобиль. Так же, как Foxconn и Samsung используют аутсорсинг для производства «айфонов» и компьютеров, Apple, скорее всего, наймет контрактного производителя, например, Magna Steyr  из Австрии или Valmet Automotive из Финляндии, которые и разработают для компании авто.  Apple при этом займется дизайном, инжинирингом и маркетингом – все это компания делает чрезвычайно хорошо. Управление цепочками поставок тоже не вызовет каких-либо проблем. Автомобильные поставщики, которых крупные автопроизводители поставили буквально на грань выживания, будут более чем счастливы работать с новым участником рынка.

4. У Apple нет бремени прошлого – ни в производстве, ни в менеджменте. У компании попросту нет старых заводов, которым нужна модернизация. Компания также не обременена союзами и договорами, устаревшими брендами, среди руководителей нет групп, лоббирующих чьи-то интересы. Главному исполнительному директору компании Тиму Куку не придется тратить десятки тысяч часов на то, чтобы поменять сложившийся образ и бренд Apple, потому что, в отличие от General Motors, компании это попросту еще не нужно.

5. Tesla уже проложила путь. Конечно, Tesla теряет деньги на каждой машине. Но Элон Маск работал годами, чтобы выпустить автомобиль. Представьте, что бы он мог сделать, имея в своем распоряжении ресурсы компании Apple.

6. Бренд Apple вызывает доверие. Если не учитывать непосредственно работу с материалами и производство автомобиля, брендинг и маркетинг по-прежнему остаются невероятно дорогой и важной составляющей автомобильного бизнеса. Но бренд компании Apple (по оценкам Forbes, самый ценный в мире) дает компании необыкновенное преимущество перед уже известными автомобильными брендами. GM и Ford Motor тратят десятки миллионов долларов, чтобы доказать, что они действительно предоставляют качественный продукт. А Apple уже изначально получает доверие потребителя. Вот почему автопроизводители спешат использовать CarPlay в своих будущих моделях авто.

7. Потребители готовы потратиться на автомобиль от Apple. Уже сегодня потребители по всему миру платят высокие цены за компьютеры, айфоны и айпады компании Apple. Если бы они могли повторить опыт пользователя Apple в своем автомобиле, то, скорее всего, согласились бы и платить больше за такое транспортное средство.

8. В поиске талантливых кадров Apple всегда выходит победителем. У компании достаточно ресурсов, чтобы привлечь каких угодно специалистов. Говорят, что компания уже завербовала лучших специалистов автопрома; ходят слухи, что сотрудникам Tesla компания предлагает бонусы в размере $250 000 за переход в Apple.

9. Apple нужен только один классный автомобиль. Компании не нужно беспокоиться о том, чтобы продавать свои авто во всех секторах рынка. Apple не нужно создавать заведомо убыточные модели авто, чтобы удовлетворить какие-то требования, или представлять чрезвычайно роскошные вариации. Все это дает компании огромное преимущество.

10. Apple может рисковать так, как другие не могут. Если Apple пытается создать автомобиль и тратит на это, скажем, $20 млрд., то это был бы самый большой бюджет на разработку нового автомобиля (для сравнения: к 2020 году Cadillac планирует потратить $12 млрд на разработку восьми новых моделей и еще двух в следующем десятилетии). Тем не менее, такой эксперимент обошелся бы всего в примерно 10% от общей суммы денежных средств компании. Поэтому Apple, пожалуй, может себе позволить работать над чем угодно, и это может быть самоуправляемый электрический автомобиль, который будет учитывать все аспекты жизнедеятельности пользователя, например.

Для компании Apple это полностью выполнимо. Вопрос только в том, будет ли Apple создавать и продавать свой автомобиль.

Наше мнение – не будет. Сравнительно небольшая чистая прибыль, которая в автомобильной отрасли составляет обычно менее 10 процентов, недостаточно привлекательна, чтобы убедить такого технологического гиганта, как Apple (в кулуарах говорят о 35–40 процентах чистой прибыли от продуктов компании) ввязаться в это дело.

Но в Apple также знают, что основная доля прибыли при производстве автомобилей – от программного обеспечения и электроники, а не от металла. Apple, вероятно, действительно разрабатывает автомобиль, но причина не в том, что компания хочет продавать авто на массовом рынке. Вместо этого компания покажет автопроизводителям, каким должен быть автомобиль будущего.

И тогда мы станем свидетелями того, как все остальные участники автомобильной индустрии выстроятся в очередь, чтобы работать с Apple.




Присоединяйтесь к сообществу Connected Car!
Будьте в курсе последних новостей индустрии.

Подписаться

Каршеринг «Яндекс.Драйв» презентовал новый вид тарифа 2018-02-09

Каршеринг «Яндекс.Драйв» презентовал новый вид тарифа

В каршеринге «Яндекс.Драйв» появился новый тариф с фиксированной стоимостью за поездку. Теперь клиенты могут не переживать из-за пробок на дорогах – у них есть возможность взять в аренду...

Micro Mobility Microlino: электрокары-пузыри снова в моде? 2018-02-05

Micro Mobility Microlino: электрокары-пузыри снова в моде?

Автопроизводители Swiss Micro Mobility Systems AG и Tazzari разработали новый электрический пузырь-авто Micro Mobility Microlino, который можно назвать современным наследником BMW...

Спортивный электромобиль от Porsche сможет заряжаться на 80% за 20 минут 2017-12-29

Спортивный электромобиль от Porsche сможет заряжаться на 80% за 20 минут

Ссылаясь на инсайдерские источники, американский журнал Automobile сообщил новые подробности касательно характеристик электрокара от компании Porsche. Стало известно, что спортивный...

Купить билет