AD и ADAS: системы помощи водителю нового поколения
AD и ADAS: системы помощи водителю нового поколения

Исследования, проведенные Малайзийским институтом безопасности дорожного движения (MIROS) в 2018 году, показали, что 80,6% дорожно-транспортных происшествий произошли по вине водителя. Только 19,4% ДТП стали результатом неблагоприятных дорожных условий.

Большего числа аварий можно избежать благодаря усовершенствованным системам помощи водителю. Далее в статье – о том, что такое системы AD и ADAS и как они работают в беспилотных автомобилях.

Что такое ADAS?

ADAS (advanced driver-assistance systems) – это усовершенствованные системы помощи водителю, призванные повышать безопасность автомобиля и дорожного движения в целом. Среди них:

  • круиз-контроль, который замедляет или разгоняет автомобиль в зависимости от поведения авто впереди;
  • интеллектуальная система парковки, которая направляет автомобиль в отведенное ему парковочное место с минимальной помощью водителя;
  • адаптивная система освещения, которая изменяет геометрию светового пучка фар в зависимости от погоды и дорожной обстановки;
  • функция «умное зеркало», которая обнаруживает транспортные средства в слепых зонах автомобиля;
  • предупреждения о выезде на встречную полосу или на дорогу с односторонним движением;
  • система распознавания дорожных знаков, которая реагирует на важные дорожные знаки: «Ограничение скорости», «Падение камней» и т. д.

Существует много форм ADAS, некоторые их функции встроены в автомобили изначально. Условно системы помощи водителю можно поделить на три вида:

  • адаптивные (приспосабливаются к работе авто с учетом данных, полученных снаружи);
  • автоматизированные (осуществляют функции, которые не может безопасно выполнить водитель);
  • мониторинговые (оценивают обстановку возле авто, при необходимости вмешиваются в процесс вождения).

Для наблюдения и оценки ситуации на дороге ADAS используют датчики и видеокамеры.

Что такое AD?

AD (autonomous driving) по мере развития технологий становится все более востребованной функцией. Обычно термин «автономный автомобиль» означает, что транспорт способен совершать перевозки без участия человека. Используя ряд технологий, автономные транспортные средства определяют маршрут, огибают препятствия и различают объекты.

Однако и автомобили с автоматической коробкой передач, и беспилотные авто, в которых нет руля и приборной панели, одинаково относятся к автономному транспорту. Чтобы их различать, производители автомобилей выделили шесть уровней автоматизации вождения.

Нулевой уровень. К этому классу причислены автомобили, в которых водитель несет полную ответственность за весь процесс вождения и контролирует все функции. Автомобили, оснащенные системами мониторинга слепых зон и предупреждений о столкновениях, также относятся к этой категории.

Первый уровень. Автомобили этой категории могут при определенных обстоятельствах брать на себя функции ST&B (рулевое управление, ускорение, торможение). Однако человек, сидящий за рулем, должен постоянно контролировать ситуацию и при необходимости вмешаться.

Второй уровень. Эти машины также могут выполнять функции ST&B, но уже на постоянной основе. Технология позволяет водителю не вмешиваться в процесс вождения до тех пор, пока система может держать контроль над ситуацией. В этой категории автомобилей есть как минимум две автоматические функции (ускорение и рулевое управление), но водитель по-прежнему несет ответственность за все остальные действия.

Третий уровень. На этом уровне автомобиль может анализировать окружающую обстановку и выполнять функции ST&B. Этот тип автономных систем предназначен для использования на шоссе – с условиями сложного городского трафика он не справится. На этом уровне человек вмешивается в процесс вождения только в чрезвычайных или непредвиденных ситуациях.

Четвертый уровень. Машина самостоятельно справляется со всеми задачами, необходимыми для вождения. Вмешательство человека во время работы системы не требуется. Тем не менее автоматизацию четвертого уровня нельзя использовать в плохих погодных условиях.

Пятый уровень. В автомобилях с пятым уровнем автоматизации водители становятся пассажирами. Вмешательство человека на этом этапе не требуется.

Будущее систем AD и ADAS

Системы AD и ADAS, как в свое время ремни безопасности, хотят узаконить. Так, к 2020–2022 годам Япония и ЕС сделают системы автоматического торможения обязательными составляющими автомобилей.

Кроме того, производители автомобилей намерены внедрить дополнительные технологии ADAS во все потребительские автомобили в ближайшем будущем. Двадцать автопроизводителей, представляющих 99% автомобильного рынка США, уже пообещали сделать автоматическое экстренное торможение (AEB) стандартной функцией в автомобилях к 2020 году.

Теперь ADAS может использовать подключение к беспроводной сети. Благодаря передаче данных между автомобилями и объектами инфраструктуры, системы предлагают более эффективные решения на дорогах.

Подробнее о том, как работают системы помощи водителю нового поколения, 23 мая на Connected Car Conference расскажет Роман Ферштер – генеральный директор ООО «РГРАВТО» – официального дистрибьютора Mobileye и An Intel Company в РФ.

Информация о спикере ►►►

Регистрация ►►►

Похожие новости
Узнать новости первым