«Без вмешательства и поддержки государства невозможно серьезно бороться с автокатастрофами». Интервью с Романом Ферштером

«Без вмешательства и поддержки государства невозможно серьезно бороться с автокатастрофами». Интервью с Романом Ферштером

«Предупредив водителя о потенциальной опасности за 1,5–2 секунды, можно предотвратить до 95% аварий», – утверждает Роман Ферштер, генеральный директор ООО «РГРАВТО». В интервью Connected Car Conference эксперт рассказал о системах помощи водителю нового поколения, о том, как они воспитывают культуру ответственного вождения, и какая роль в противостоянии автокатастрофам отводится государству.
 

Интервьюер: Connected Car Conference (CCC)

Респондент: Роман Ферштер (Р.Ф.)

ССС: Как вы считаете, насколько безотказны современные системы помощи водителю? В каких ситуациях они могут дать сбой?

Р.Ф.: Современные системы безопасности имеют защитные механизмы, предназначенные не только для самоконтроля, но и для информирования водителя о возможных сбоях или ограничениях в работе системы. Например, в случае плохой видимости или на некачественной дорожной разметке Mobileye информирует водителя, что заставляет его быть более осторожным. Это очень важная функция. По моему личному опыту работы с системой Mobileye, сбои или ложные срабатывания практически стремятся к нулю.

Система показала себя как достаточно надежный помощник водителю. Сегодня практически все мировые автопроизводители используют технологию Mobileye в своих новых автомобилях, и функции помощи водителю на базе Mobileye можно заказать в 400 моделях от 30 автопроизводителей.

Систему Mobileye можно установить на любой уже эксплуатируемый автомобиль в качестве дополнительного оборудования (Aftermarket).

ССС: Как такие системы влияют на водительские навыки человека?

Р.Ф.: Есть ошибочное мнение, что системы помощи водителю расслабляют его, приводят к зависимости и утере навыков управления автомобилем, в котором нет таких систем.

Это возможно, с такими системами, как SPC/SPS, ABS, которые практически незаметны для водителя. Если водитель пересел в автомобиль, в котором нет таких систем, такое может произойти.

Однако Mobileye – помощник на борту, предупреждающий о потенциальных опасностях, возможных нарушениях и о других обстоятельствах, которые могут привести к аварийным ситуациям. При этом система не вмешивается в управление автомобилем, и водитель исправляет ситуации сам. Если ABS или CPC/CPS активируются при наступлении аварийной ситуации и сами исправляют ее, то Mobileye активируется за несколько секунд до наступления потенциально аварийной ситуации и дает водителю время для совершения маневра или иных действий для ее предотвращения.

Такая интерактивная и непрерывная работа с водителем повышает его собственную дисциплину, учит его держать безопасную дистанцию. Водитель привыкает всегда пользоваться сигналами поворота, система учит его уступать пешеходам и велосипедистам, соблюдать разрешенный скоростной режим на каждом участке дороги и приводит к улучшению качества вождения в целом.

Изменения в поведении водителя закрепляются у него на интуитивном уровне, и он продолжает аккуратно водить даже другое авто, где системы Mobileye может не быть.

Исследования показывают, что 95% ДТП случаются по причине человеческого фактора – за последние три секунды до столкновения. Однако водителю, который научился и привык держать безопасную дистанцию до впередиидущего автомобиля, не придется экстремально тормозить при резком торможении впередиидущего потока. Сбалансированное и безопасное вождение приводит не только к спокойствию водителя, его пассажиров и других участников дорожного движения, но и к значительной экономии топлива и сокращению износа тормозов, шин и т. д. Если речь идет об автопарке, это значительная экономия для компании.

ССС: Расскажите о вашей компании «РГРАВТО». Какие именно решения вы предлагаете для внедрения непосредственно в автотранспорт?

Р.Ф.: «РГРАВТО» – поставщик решений под ключ для повышения безопасности и эффективности частных и государственных автопарков, оптимизации автопарков муниципальных и ЖКХ-служб, а также логистических компаний. Компания помогает профессиональным водителям и автолюбителям избегать аварии, спасать человеческую жизнь и экономить на содержании и эксплуатации своих ТС. «РГРАВТО» также предлагает ряд передовых решений для умного города и для операторов пассажирских перевозок.

Мы представляем разработки мировых лидеров индустрии – Mobileye-Intel, Orpak-Gilbarco, Cloud-Wise, MiX Telematics, GreenRoad, Ituran, Geotab и других. Наша задача – интегрировать их решения для кастомизации под уникальные требования заказчиков.

ССС: С какими проблемами ваши решения помогают справиться?

Р.Ф.: Наши решения решают различные задачи в разных областях. Например, в автостраховании: главный барьер на пути к массовому внедрению телематики в страховой отрасли – необходимость монтажа телематического блока в автомобиле. Даже самые простые монтажные работы с минимальным подключением к АКБ все равно требуют определенных навыков в работе, временных затрат и создают логистические сложности.

В такой большой стране, как Россия, добавляется еще одна сложность: необходимо наличие авторизованных технических специалистов в каждом регионе. Стоимость монтажа, потребность в специалистах по всей стране, транспортировка специалистов на местах делает внедрение стандартных трекеров в их классическом виде сложным и дорогим.

I-Sticker решает эту проблему. Это решение для быстрого и легкого развертывания системы спутникового мониторинга автотранспорта и контроля манеры вождения, которое не требует профессионального монтажа.

I-Sticker изначально разрабатывался для страховых компаний, которым нужно было простое решение, позволяющее внедрить программы по умному страхованию по принципам Pay As You Drive и Pay How You Drive. I-Sticker приклеивается на лобовое стекло – и система готова к работе.

Уникальная система Shield Plus не только помогает водителю городского крупногабаритного транспорта избегать столкновения с пешеходами и велосипедистами, но и в реальном времени сообщает диспетчеру автопарка или в ЦОДД о помехах или неисправностях на дорогах, что позволяет городу или автопарку оперативно перенаправлять трафик, объезжая опасные участки.

ССС: Какой кейс из вашего опыта в «РГРАВТО» был самым сложным?

Р.Ф.: У нас нет простых или сложных кейсов в плане внедрения наших решений. Каждый кейс уникальный, и мы справляемся с этим благодаря гибкости наших решений.

Например, когда заказчик просит базовое решение для мониторинга своего автопарка, мы устанавливаем наш универсальный трекер iFleet, а когда у заказчика появляются дополнительные пожелания (например, удаленная диагностика систем автомобиля или передача данных от бортового компьютера с помощью CAN-шины), мы просто активируем все новые функции через личный кабинет. Нашим заказчикам не надо менять оборудование или дооснащать его дополнительными «коробочками», как это предполагается у других производителей телематики.

ССС: Что вы считаете самыми главными факторами, которые препятствуют более широкому внедрению интеллектуальных помощников водителю?

Р.Ф.: Поддержка государства. С опытом работы во многих странах могу сказать, что без вмешательства и поддержки государства невозможно серьезно бороться с автокатастрофами.

Во всех странах, где массово внедряются системы помощи водителю (ADAS), власти приняли ряд законов по поощрению как граждан, так и бизнеса, связанного с автоиндустрией, автострахованием и т. д. Есть страны, где автомобили свыше 3,5 тонны обязаны оснащаться системой помощи водителю с функциями распознавания дорожной разметки (LDW) и отслеживания безопасной дистанции до впередиидущего ТС (HMW/FCW). Есть страны, где новые водители могут застраховаться только при наличии такой системы.

Владельцев поддержанных автомобилей государства поощряют устанавливать такие системы, предоставляя им скидки на годовой техосмотр и другие обязательные мероприятия, что делает установку ADAS на подержанный автомобиль выгоднее.

Я уже не говорю о том, что, заботясь о своих гражданах, государство получает их бесценную лояльность, что влияет еще на массу других факторов.

Например, Правительство Израиля выделило около $50 млн на субсидирование внедрения систем ADAS на поддержанные автомобили. Население Израиля – почти как население Москвы. При простом подсчете очевидно, что затраты и потери, которые несет российское государство только из-за аварий в Москве, в разы превышает $50 млн. Исследования показывают, что, предупредив водителя о потенциальной опасности за 1,5–2 секунды, можно предотвратить до 95% аварий. Но, даже если мы предотвратим 40–50%, мы уже сделаем большое дело.

ССС: Если рассматривать отечественный рынок, насколько для наших граждан важно наличие систем, помогающих водителю?

Р.Ф.: На данный момент россияне не очень серьезно относятся к безопасности дорожного движения. Водители не только грубо нарушают ПДД, но и не считают, что с ними что-то может случиться на дороге. Осознание важности БДД нужно воспитывать и развивать. Как правило, за это отвечает государство и различные организации под его эгидой.

Нужно воспитывать и развивать понимание важности предотвращения автокатастроф и сохранения человеческих жизней. В России совсем недавно начали призывать население пользоваться ремнями, детскими креслами и другими аксессуарами безопасности, применение которых уже много лет тривиально в других развитых странах. Об ADAS в России и в странах бывшего СССР пока никто не думает. Зато все говорят о беспилотниках.

На дорогах России каждый год погибают примерно 30 тыс. человек. Это примерно 600 человек каждую неделю, почти 100 человек каждый день. Помимо личных человеческих трагедий, которые никак не возместить, автокатастрофы наносят огромный материальный ущерб экономике государства.

Чтобы эти цифры были более ощутимыми, я привожу в качестве сравнения количество погибших в авиакатастрофах. Когда падает самолет с 200 пассажирами, то в стране объявляется трехдневный траур. Это на самом деле огромная трагедия, ведь погибают целые семьи, дети. Но тут каждую неделю погибают 600 человек, как будто падают три самолета с 200 пассажирами на борту, также погибают дети, целые семьи, сотни тысяч остаются калеками на всю свою жизнь – и никто ничего не делает.

Все говорят о том, что после аварии важно быстро вызвать скорую помощь и службы спасения, МЧС и пожарников, но никто не предлагает задуматься о предотвращении этих аварий. Но с авариями можно и нужно бороться. Нужно только понимание, насколько это важно, и воля принять меры, создать необходимые нормативы и законы. С этим тоже не нужно придумывать велосипед: можно позаимствовать опыт у других стран, таких как Израиль, где власти успешно борются с автокатастрофами.

ССС: Расскажите подробнее, чему будет посвящен ваш доклад на Connected Car Conference 23 мая.

Р.Ф.: Так как мы говорим о конференции подключенных автомобилей, то большую часть своей презентации я посвящу подключенным ADAS-системам.

Системы помощи водителю следующего поколения не только предназначены помогать водителю благодаря расширенному списку новых функций, но еще и делать наши города умнее и безопаснее. Я расскажу о достижениях Mobileye за 2018 год, о проектах и планах на 2019–2020 годы и, конечно, о беспилотных автомобилях, о которых так много говорят. А также объясню, почему невозможно создать беспилотный автомобиль без предыдущего опыта в разработке систем ADAS и как важно работать над этими двумя направлениями (ADAS и AV) параллельно. Если время позволит, покажу I-Sticker.

Подробнее о спикере ►►►

Регистрация на мероприятие ►►►

Похожие новости
Узнать новости первым