Главная - Новости - Будущее беспилотных транспортных средств – это платформы, но не сами...

2016-11-16

Будущее беспилотных транспортных средств – это платформы, но не сами автомобили

Будущее беспилотных транспортных средств – это платформы, но не сами автомобили

Все больше экспертов считает, что полностью автономные автомобили станут реальностью уже в 2020 году. Беспилотные автомобили Google уже преодолели более 1,2 миллиона миль. Илон Маск, исполнительный директор Tesla, в сентябре 2015 года предсказывал, что автомобили Tesla станут полностью автономными через 3 года. Зви Авирам, исполнительный директор компании MobileEye, поставщика беспилотных систем для многих автопроизводителей, предполагает, что их технология обеспечит полное автономное управление к 2019 году.

Большинство традиционных производителей автомобилей рассматривает автономное управление скорее как одну из опций для авто, чем как импульс, который спровоцирует создание совершенно новой индустрии, построенной по принципу «победитель получает все». Ситуация в некоторой мере напоминает деятельность производителей ПК, которые фокусируются на подключаемости своей продукции и игнорируют возможность перенести ее на интернет-платформы (Google Search, Amazon, Facebook). В свою очередь, операторы связи концентрируются на стабильности соединения и зачастую не предлагают поддержку мобильных платформ (Google Android, Apple iOS).

Ожидать ли схожего развития событий в автомобильной индустрии? Проигнорируют ли автопроизводители поддержку переносимости транспортных платформ так же, как производители ПК поступают относительно интернет-платформ, а операторы связи относительно мобильных платформ?

Величина объема перевозок в будущем будет значительно отличаться от показателей современной автомобильной промышленности. Весьма примечательно, что лишь две компании, Google и Uber, разработчики программного обеспечения, присутствуют в каждом сегменте этого рынка, что является необходимым условием для будущего создания доминирующей платформы услуг перевозок.  

Будущее беспилотных транспортных средств – это платформы, но не сами автомобили

Комплектующее оборудование для автомобилей (корпус, двигатель и КП, колеса) постепенно становится товаром широкого потребления. Современные автомобили достаточно хорошо выполняют ежедневную функцию передвижения, но не особо отличаются друг от друга. Доступность автомобилей лишь ускорит переход на использование электрокаров. Они гораздо проще в сборке, что в свою очередь позволит привлечь новых игроков в сфере интернет-услуг и электроники, таких как Apple, Google, LeTV и даже Acer. Также стоит отметить, что в 2014 году Tesla предоставила право доступа к своим патентам на электрические двигатели, обещая не подавать в суд на кого-либо, если технология Tesla используется правомерным образом.

Суть автономного вождения состоит в сопровождении автомобиля по проезжей части с учетом правил дорожного движения и избегании препятствий и столкновений. Это подразумевает использование большого количества сенсоров, высокой вычислительной способности и сложного программного обеспечения, но самое важно здесь – это данные. Беспилотные системы управления – это обучающие системы, которые тренируют машины оценивать окружающую среду и принимать быстрые решения.

Данные в этом случае представляют собой весь коллективный опыт, накопленный большим количеством автомобилей в тестовых и реальных условиях. Чем больше автомобилей работает на дорогах и чем больше становится их суммарный пробег, тем безопаснее и аккуратнее становится система автоматического управления. Google является неоспоримым лидером, располагая автопарком, который набрал более 1 миллиона миль пробега. Автопилот от Tesla, представленный в октябре 2015 года для линейки Model S, позволит компании тестировать собственную беспилотную систему в полевых условиях на десятках тысяч автомобилей.   

Uber находится несколько позади в отношении запуска своих беспилотных автомобилей на дорогу. В марте 2015 года компания переманила 40 исследователей и инженеров с лаборатории робототехники Университета Карнеги – Меллона и стала партнером Университета штата Аризона в части исследований оптических устройств для беспилотных автомобилей.   

Навигация заключается в определении маршрута, по которому автомобиль должен перемещаться, чтобы прибыть из пункта А в пункт Б. Здесь Google вновь является очевидным лидером со своими приложениями Google Maps и Waze. Немецкий автопромышленный консорциум (Audi, BMW и Daimler) стремится предложить свою альтернативу после приобретения Here Maps от Nokia в августе 2015 года за 3,1 миллиарда долларов. Uber также работает над созданием собственной картографической платформы, становясь таким образом независимой от Google и Here Maps. В июне 2015 года компания закупила часть топографических изображений у Microsoft Bing, в марте 2015-го приобрела картографическую компанию deCarta в Сан-Хосе, а также в ноябре 2015-го стала партнером компании TomTom, что позволит располагать информацией о дорожном движении и использовать ее картографические данные. (Значит ли это, что Microsoft может упустить серьезный шанс в будущем стать влиятельным игроком на рынке транспортных услуг?)

Диспетчерское обслуживание автопарка имеет свои интересные нюансы. Беспилотные автомобили в сочетании с типом обслуживания «по требованию», как сервис Uber, делают владение собственным автомобилем все менее целесообразным. Некоторые люди отмечают, что услуга предоставления транспортного средства является конечной целью для Tesla. Автомобили с общим доступом использования превратят автомобильный рынок во что-то наподобие общественного транспорта, когда диспетчеры в реальном времени сопоставляют спрос на транспорт с местонахождением и возможностями беспилотных автомобилей. Другими словами, диспетчеризация заключается в принятии решения, куда каждый автомобиль должен направиться. Какой именно автомобиль должен быть подан к месту заказа? Должен ли автомобиль последовать к предполагаемому месту заказа в течение 15 минут? Оптимальное время для перезарядки или заправки? Когда и куда направить авто для техосмотра? Где припарковаться? И т.д.

Это очень сложная вычислительная задача для обслуживания многотысячного парка беспилотных автотранспортных средств. Билл Гурли, один из первых инвесторов Uber, в своем блоге дает понять, насколько это сложно, и объясняет, почему UberPool является новой стратегической целью для компании. UberPool способствует созданию возможности для соответствующей маршрутизации многочисленного автономного автопарка.

Я уверен, что Google также не стоит на месте. Будучи компанией, которая обучает и совершенствует технику, она обладает необходимым масштабом и техническим фундаментом, чтобы стать лидером в этой области. Не говоря уже о способности участвовать в торгах в реальном времени и разработке сложнейших оптимизационных инструментов для сферы онлайн-маркетинга. Некоторые даже утверждают, что разработка такой транспортной платформы подстегнет интерес Google к беспилотным транспортным средствам.

Достаточно трудно предвидеть, как производители традиционных автомобилей смогут конкурировать в этой области с компаниями, в деятельности которых приоритетом является разработка программного обеспечения.

И наконец, сама платформа транспортного обслуживания является достаточно интригующей частью в сфере транспортировки. Обслуживать граждан по типу услуг Uber не является единственным способом использования беспилотных автомобилей. Как еще мы можем применить полностью автономные транспортные средства, чтобы они не были похожи на сегодняшние автомобили Uber или Google? Эти роботизированные транспортные средства могут использоваться для доставки (взгляните на автомобиль Domino Pizza как на подсказку в плане дизайна), так же, как и небольшие дроны-доставщики Transwheel или StarShip, как беспилотные мотоциклы, например Motobot от Yamaha.

Количество возможностей и приложений для автономной транспортировки просто поражает. Ни одна компания, даже такая продвинутая и хорошо финансируемая, как Google или Uber, не сможет охватить всевозможные потребности и запросы. Решение для подобных, еще пока неизвестных потребностей и случаев уже достаточно очевидное. Это платформа, которая обеспечивает связь между производителями транспортных средств, диспетчерами, поставщиками услуг, разработчиками приложений и пользователями (примерно так, как в случае Google и Android).

Платформа будет пользоваться инновационными решениями стартапов и отдельных разработчиков, которые будут находиться в свободном доступе, с целью обнаружить и запустить новые сервисы и приложения, которых мы сейчас даже не можем представить – так же, как никто не мог предвидеть возникновение Instagram, Snapchat или WeChat для смартфонов. Uber уже сотрудничает с разработчиками с целью перенести свой сервис на соответствующую платформу. Google также имеет долгую историю работы с инновациями, находящимися в свободном доступе, которые применялись в конкурентной борьбе (это касается Google Maps, Android и т.д.). Очевидно, что Google применит такой же подход и для доминирования в сфере беспилотных автомобилей.

Все же пока еще рано говорить, какая именно компания станет лидером на рынке транспортных услуг. Одно можно утверждать наверняка: будущая автомобильная индустрия будет значительно отличаться от существующей. Она будет напоминать современную технологическую экосистему, построенную на платформенной бизнес-модели с использованием инноваций, находящихся в свободном доступе, и с доминированием компаний, ключевая роль в деятельности которых отводится программному обеспечению. 




Присоединяйтесь к сообществу Connected Car!
Будьте в курсе последних новостей индустрии.

Подписаться

Каршеринг «Яндекс.Драйв» презентовал новый вид тарифа 2018-02-09

Каршеринг «Яндекс.Драйв» презентовал новый вид тарифа

В каршеринге «Яндекс.Драйв» появился новый тариф с фиксированной стоимостью за поездку. Теперь клиенты могут не переживать из-за пробок на дорогах – у них есть возможность взять в аренду...

Micro Mobility Microlino: электрокары-пузыри снова в моде? 2018-02-05

Micro Mobility Microlino: электрокары-пузыри снова в моде?

Автопроизводители Swiss Micro Mobility Systems AG и Tazzari разработали новый электрический пузырь-авто Micro Mobility Microlino, который можно назвать современным наследником BMW...

Спортивный электромобиль от Porsche сможет заряжаться на 80% за 20 минут 2017-12-29

Спортивный электромобиль от Porsche сможет заряжаться на 80% за 20 минут

Ссылаясь на инсайдерские источники, американский журнал Automobile сообщил новые подробности касательно характеристик электрокара от компании Porsche. Стало известно, что спортивный...

Купить билет