Сначала – транспортная инфраструктура. Подключенные автомобили – это следующий шаг. Интервью с Константином Трофименко

Сначала – транспортная инфраструктура. Подключенные автомобили – это следующий шаг. Интервью с Константином Трофименко

Готовы ли транспортные системы в России стать умными? Об этом в интервью Connected Car Conference рассказал Константин Трофименко – директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ. Эксперт поделился, о каких проектах ему приятно вспоминать и есть ли у России шансы развить подключенные технологии.

Интервьюер: Connected Car Conference (CCC)

Респондент: Константин Трофименко (К. Т.)

CCC: Вы работали над проектами по развитию транспортных систем в Москве и в России в целом. Поделитесь, какие результаты удалось получить.

К. Т.: Главное – это те изменения, которые произошли в головах городских и региональных чиновников. Десять лет назад абсолютным мейнстримом было убеждение, что все горожане должны самостоятельно решать транспортные проблемы на своих четырех колесах, общественный транспорт – это социальная опция для малоимущих, а умный транспорт – это какие-то «немецкие сказки». Сегодня повсюду звучат правильные слова о сбалансированном транспортном и градостроительном развитии территорий, транспортном моделировании, внедрении цифровых технологий на транспорте.

Конечно, есть ряд успешных проектов, которые я буду с удовольствием вспоминать. Например, организация транспортного обеспечения ЧМ-2018 в Калининграде и Волгограде.


CCC: Оцените, насколько широко подключенные автомобили используются в России сегодня?

К. Т.: Пока что практически не используются, но весь мир сейчас находится в начале этого пути. Мы тоже имеем свои заделы и шансы развить подключенные технологии.


CCC: Какие препятствия и сложности замедляют темпы внедрения подключенных автомобилей на российском рынке?

К. Т.: В первую очередь это пробелы в законодательстве, недостаточное развитие инфраструктуры и отсутствие ряда технологий. Кроме того, важной проблемой будет эксплуатация подключенной инфраструктуры: традиционные российские дорожники вряд ли справятся с этой задачей (по крайней мере, без серьезных реформ).


CCC: Вы участвуете в реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ» и развитии «Умного города». Расскажите, как транспортную систему делают умной сегодня?

К. Т.: Прежде чем сделать транспортную систему цифровой и умной, ее нужно сделать удобной, упорядоченной и управляемой. Именно на этот базис должны быть сейчас направлены целевые индикаторы как федеральной программы, так и региональных и городских программ (которые тоже активно пишутся в пилотных городах). Основные направления цифровизации сейчас – это платные парковки, общественный транспорт и его остановки, системы билетных решений и пассажирские сервисы типа Mobility-as-a-Service, а также городские и региональные транспортные модели. Подключенные автомобили – это следующий шаг.


CCC: Как необходимо развивать инфраструктуру для беспилотного транспорта, учитывая погодные условия и северные регионы страны?

К. Т.: В отличие от автономного транспорта с искусственным зрением, подключенный транспорт в меньшей степени зависит от погодных условий, так как ориентирован на датчики. Но, конечно, даже оснащение датчиками наших громадных пространств – это уже огромный инфраструктурный вызов.

Кроме того, будут нужны сверхточные цифровые карты с геопривязкой всех знаков для дорог, по которым будут двигаться подключенные автомобили. Также нужен специальный софт, позволяющий управлять этой системой, и программные алгоритмы, которые смогут собирать и анализировать Big Data и в конечном итоге автоматизируют этот процесс.


CCC: Какой вы видите транспортную систему в России в ближайшем будущем? Какие изменения и улучшения произойдут?

К. Т.: В передовых городах повысится удобство транспортной системы. Горожане будут совершать больше мультимодальных поездок при помощи специальных мобильных приложений, оптимизированных по оптимальному соотношению цены, времени в пути, удобству и иным факторам. В этом плане подключенные автомобили (в разных вариациях: и легковые, и автобусы) видятся мне скорее как средство, а не как цель.


CCC: О чем вы расскажете нa Connected Car Conference?

К. Т.: В своем выступлении я систематизирую и раскрою сказанные выше вещи.

Во-первых, расскажу об общих принципах эволюции транспортных систем в городах, какое место в ней занимает цифровизация и где сейчас находятся российские города.

Во-вторых, дам форсайт по внедрению основных цифровых технологий на транспорте, в том числе подключенных автомобилей. Наконец, поговорим и том, как конкретно можно запустить и адаптировать подключенный транспорт в городах и к каким последствиям это может привести.

Похожие новости
Узнать новости первым