2015-06-18

Стартап робота-такси Zoox: эксклюзивная информация и фото

Стартап робота-такси Zoox: эксклюзивная информация и фото

По всей видимости, экспериментальный робот-такси Zoox, разрабатываемый в Национальной ускорительной лаборатории SLAC, оснащен лидарными модулями. В машине есть модули, которые управляют колесами, выгибают и поворачивают их каждое по отдельности. Так что можно будет ехать в любом направлении.

Вот так годами ждешь создания самоуправляемого такси, когда внезапно появляются не одно, а четыре. О наработках Google и Uber уже написано многое, а в феврале стало известно, что Nissan также разрабатывает роботизированного извозчика. И вот сейчас можно опубликовать эксклюзивные детали о стартапе, который планирует полностью автоматизировать такси к 2020 году.

Компания называется Zoox, являясь детищем австралийского дизайнера Тима Кентли-Клея и инженера Джесси Левинстона, который работал в Стэндфордском университете вместе с Себастианом Труном, директором программы самоуправляемого автомобиля в Google. Они мечтают об элегантном, модернистическом, высококлассном электрическом такси с дверью конструкции «крыло чайки», в котором пассажиры сидели бы друг напротив друга. Кодовое название машины – L4. В отличие от моделей конкурентов, у машины нет переда или зада, и она может ехать одинаково хорошо в любом направлении. В ней нет направленного в какую-либо сторону лобового стекла, руля или педалей.

Оригинальная концепция Zoox

На конференции в Берлине в прошлом году Кентли-Клей рассказал: «В данный момент мобильность в машине неполноценная: не гони, не пей, не переписывайся. Но что, если бы мы смогли это изменить? Я бы хотел вернуть людям их полноценный стиль жизни, чтобы они могли делать то, что им хочется: переписываться, бездельничать, пить». Тестовая версия Zoox, которую сейчас собирают в гараже в городке Менло-Парк (шт. Калифорния), основана на инновационной шведской исследовательской машине с колесами, которыми можно управлять независимо друг от друга.

В прошлом году Zoox получила начальное финансирование от крупного венчурного фонда, информация о котором не разглашается, чтобы не дать преимущества конкурентам, но некоторым ресурсам удалось узнать, как дизайнер из Австралии без опыта работы в автоиндустрии намерен революционизировать перевозки 21 века.

Кентли-Клей начинал карьеру, основав успешную анимационную студию, цифровую медиакомпанию и видеостудию. В 2013 году, воодушевленный потенциалом самоуправляемых машин, он нарисовал концепцию дизайна, и задумался о первом в мире автономном такси.

Он основал компанию Zoox в Мельбурне и начал вести переговоры с технологическими компаниями и автопроизводителями по всему миру. Дизайнер представляет себе, как машина будет подбирать пассажиров без необходимости совершать развороты в три приема, и будет оснащена внешними эйрбэгами, чтобы смягчить удар ещё до столкновения. «Мы даже думали о режиме "выключить свет" в машине, чтобы пассажиры могли весело провести время», – смеется разработчик.

В 2013 году Кентли-Клей связался с инженером Энтони Левандовски, стартап которого Google выкупила в тайне, чтобы начать свою программу автономного автомобиля. «Я пообщался с ним и прокатился в самоуправляемом «Лексусе Google». Приятно было заметить, что они интересуются моим дизайном».

Сооснователь Zoox Тим Кентли-Клей и инженер в Google Энтони Левандовски

Вероятно, он пожалел о своей открытости. Менее чем год спустя Google представила свое самоуправляемое такси. Двухместная машина не обладала такой же изюминкой, как дизайн Клэя, но концепции были очень похожими.

Кентли-Клею нужно было срочно что-то делать. Он нашел инженеров, которые могли сделать автономную машину, и инвесторов, готовых много вкладывать. Лишь в одном месте было и то, и другое – в Кремниевой долине. Он обратил внимание на Джесси Левинсона, работавшего над технологией почти целое десятилетие. 

Дизайнеры Zoox обосновались в здании старой пожарной станции на территории стэндфордской лаборатории SLAC в Менло-Парк

Куратором Левинсона в Стэнфорде был Себастиан Трун, который позже ушел в Google, чтобы возглавить проект.

Но даже так, без нужного капиталовложения, было невозможно продолжать. На выручку пришел Стив Юрветсон из венчурного фонда DFJ. Он известен тем, что сумел превратить миллион долларов, вложенный в Hotmail в 1990-х годах, в сотни миллионов долларов для своих инвесторов. Он вложил 10 миллионов долларов в Tesla, когда Илон Маск был далек от своей модели Model S, а также 20 миллионов в SpaceX — еще до того, как компания запустила ракету Falcon. Сумма инвестиций в Zoox не разглашается.

Венчурный капиталист Стив Юрветсон с Кентли-Клеем и другими членами Zoox

В ноябре 2014 года, после того как Левинсон стал техническим директором официально, дела в Zoox пошли очень быстро. Компания получила патент на программное обеспечение для автономного автомобиля, а в декабре арендовала помещение заброшенной пожарной станции на кампусе центра SLAC в Менло-Парк. Главное преимущество этого в том, что компании не приходится получать разрешение на тестирование автономного транспортного средства или испытывать соответствующие ограничения.

Кентли-Клей называет это место «гаражом стартапов». Находящиеся в общем доступе документы говорят о том, что Zoox начала нанимать многих специалистов, добавив в команду директора по стратегии и медиаменеджера из Австралии, а  также робототехников, экспертов по машинному зрению и программистов из Кремниевой долины.

Но создание машины с нуля – дело непростое. У крупных  автопроизводителей на создание новых платформ может уйти десяток лет, и даже Google и Tesla начинали с адаптации существующих машин. К счастью, исследование, проходящее на другом конце света, намного облегчило рождение проекта Zoox.

В предыдущие годы Королевский институт технологий KTH в Стокгольме работал над автономными модулями – идеей Volvo, которая передает на колеса управление, торможение и почти все, что нужно для езды. Это уменьшает потерю энергии и, поворачивая по мере необходимости каждое колесо, уменьшает сопротивление качения и поворота, улучшая безопасность. Хотя модули тяжелее обычных колес и требуют более сложной системы контроля для наилучших показателей.

 

В 2012 году в KTH начали создавать базовый экспериментальный концепт с двумя сидениями и четырьмя автономными модулями поворота. Машина весом 400 кг была оснащена батареей для движения на протяжении 30 минут с максимальной скоростью 70 км/ч. Так как её система управления модульная, она стала идеальной автономной тестовой платформой. Исследователи из института KTH встретились с представителями Zoox на конференции и описали свою концепцию.

Кентли-Клей представляет, что L4 будет двигаться не только в двух направлениях, но и идентично в каждом повороте, благодаря независимым моторам, аккумуляторам и компьютерам. «Это значит, что нам нужно спроектировать и протестировать 25 процентов компонентов, чтобы завершить автомобиль на 100 процентов». Благодаря финансам фонда DFJ, Zoox выкупила первый и пока единственный экспериментальный концепт (и хотя в KTH не сообщают о стоимости сделки, его разработка обошлась примерно в 200 000 долларов).

Zoox быстро начала разработку. В апреле этот экспериментальный концепт изменился до неузнаваемости. На крыше, над каркасом безопасности, установлена GPS-антенна, а на каждом колесе, по всей видимости, – по одному лидарному модулю Velodyne. Над колесами есть ещё лидарные и другие датчики, похожие на гидролокаторы.

Если Кентли-Клей сможет следовать намеченному графику, Zoox представит готовый прототип уже в конце этого года, а на общественных дорогах он сможет появиться в 2019-м, а использоваться как такси – в 2020-м году (в каком-нибудь солнечном городе вроде Лас-Вегаса). А пока Zoox предстоит столкнуться с правовыми, испытательными и производственными задачами, если только Uber или Google не выкупят компанию до этого.

Учитывая, что крупнейшие технологические компании и автопроизводители уже тестируют свои машины открыто, шансы Zoox могут показаться реалистичными. «Мы или станем очень успешными, или провалимся. Третьего не дано. Это ситуация, когда все или ничего», – говорит Кентли-Клей.

Читайте также: Разработка приложения для такси и служб по аренде авто




Присоединяйтесь к сообществу Connected Car!
Будьте в курсе последних новостей индустрии.

Подписаться

Каршеринг «Яндекс.Драйв» презентовал новый вид тарифа 2018-02-09

Каршеринг «Яндекс.Драйв» презентовал новый вид тарифа

В каршеринге «Яндекс.Драйв» появился новый тариф с фиксированной стоимостью за поездку. Теперь клиенты могут не переживать из-за пробок на дорогах – у них есть возможность взять в аренду автомоби...

Micro Mobility Microlino: электрокары-пузыри снова в моде? 2018-02-05

Micro Mobility Microlino: электрокары-пузыри снова в моде?

Автопроизводители Swiss Micro Mobility Systems AG и Tazzari разработали новый электрический пузырь-авто Micro Mobility Microlino, который можно назвать современным наследником BMW Isetta. Весн...

Спортивный электромобиль от Porsche сможет заряжаться на 80% за 20 минут 2017-12-29

Спортивный электромобиль от Porsche сможет заряжаться на 80% за 20 минут

Ссылаясь на инсайдерские источники, американский журнал Automobile сообщил новые подробности касательно характеристик электрокара от компании Porsche. Стало известно, что спортивный электромобиль...

Купить билет