Законность торговли большими данными – предмет постоянного обсуждения. Интервью с юристом «Клиффорд Чанс СНГ Лимитед» Екатериной Ларенс

Законность торговли большими данными – предмет постоянного обсуждения. Интервью с юристом «Клиффорд Чанс СНГ Лимитед» Екатериной Ларенс

«Сведения о физических лицах, которые являются носителями персональных данных, подлежат обработке только с согласия субъекта персональных данных», – утверждает Екатерина Ларенс, старший юрист в «Клиффорд Чанс СНГ Лимитед». Как это работает на практике?

Connected Car Conference пообщались с Екатериной, чтобы узнать правовые нюансы, касающиеся регулирования больших данных в сфере транспорта.
 

Интервьюер: Connected Car Conference (CCC)

Респондент: Екатерина Ларенс (Е.Л.)

CCC: Существует информация, что подключенный автомобиль может собирать любые сведения о физическом лице. Возможно ли это? Проконсультируйте как эксперт, какую информацию могут узнать владельцы ПО автомобиля о его владельце.

Е.Л.: Владельцы ПО могут получить разнообразную информацию о владельце автомобиля. Это во многом зависит от того, какое программное обеспечение установлено на автомобиле.

Если мы говорим, например о каршеринге, то, заключая пользовательское соглашение, физическое лицо уже предоставляет достаточно большой набор персональных данных. Далее каршеринговая служба получает дополнительный набор личной информации, анализируя, где пользователь автомобиля временно припарковался, где оставил машину, как часто он нарушает правила дорожного движения.

Вся эта информация может позволить каршеринговой службе создать достаточно достоверный профиль о владельце автомобиля.

CCC: Ограничивает ли законодательство РФ получение доступа к персональным данным водителей для операторов и производителей авто?

Е.Л.: Обработка персональных данных, в том числе передача персональных данных, урегулирована российским законодательством. Существует два варианта получения доступа к данным о водителях – от них самих и от третьих лиц.

Если оператор или производитель осуществил обработку персональных данных или получил доступ от третьих лиц без соблюдения определенных требований, это будет противоречить законодательству.

CCC: Как производитель авто может использовать данные против водителя? Как водителю избежать таких ситуаций?

Е.Л.: Самым простым примером такого злоупотребления будет предоставление производителем авто сведений страховым компаниям касательно количества аварий, в которые попадал водитель. Очевидно, что получение такой информации страховщиками повлияет на величину тарифа, подлежащего оплате в дальнейшем.

CCC: Как изменения в Гражданском кодексе отразились на регулировании обмена данными?

Е.Л.: На мой взгляд, изменения в Гражданском кодексе не адресовало проблемные вопросы, связанные с регулированием баз данных. Так, хотя была введена статья 783.1 Гражданского кодекса, в ней лишь было указано, что договором может быть предусмотрено предоставление информации и обязанность не совершать определенные действия в течение ограниченного промежутка времени по раскрытию такой информации третьим лицам. К сожалению, соотношение данной статьи с законом о персональных данных не проведено.

CCC: Законна ли торговля большими данными, собранными с автомобилей? Если да, то при каких условиях?

Е.Л.: Данный вопрос является предметом постоянного обсуждения. Действующее законодательство не содержит определение больших данных.

Сведения о физических лицах, которые являются носителями персональных данных, подлежат обработке только с согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, когда такая обработка осуществляется в соответствии с заявленной целью или подпадает под исключения, установленные в законодательстве.

CCC: Расскажите подробнее о вашем выступлении на Connected Car Conference. Какие темы для вас важно затронуть на конференции?

Е.Л.: В рамках моего выступления, помимо вопросов, обозначенных выше, будут также освещены вопросы применения смарт-контрактов при заключении договора с компаниями, предоставляющими услуги по каршерингу, а также раскрыты возможности применения технологий блокчейн при заключении договоров перевозки.

Похожие новости
Узнать новости первым